Воскресенье, 22.10.2017, 05:46

Меню сайта
Категории каталога
Информация
  • ГЛАВНАЯ
  • О НАС
  • ТЕЛА и ЧАКРЫ
  • ПАРЫ и СОЮЗЫ
  • ПРОГРАММЫ
  • ГАРМОНИЗАТОРЫ
  • МЕСТА СИЛЫ
  • ГУРДЖИЕВ
  • МАНДАЛЫ
  • ПОЮЩИЕ ЧАШИ
  • АРИБУТ
  • СТАТЬИ и ПОЭЗИЯ
  • ФОТО-МУЗЫКА
  • ФОРУМ
  • Гостевая

     

  • Новости
  • Проекты
  • Отзывы 
  • Помощь сайту

  • Главная » Статьи » Статьи и моя поэзия » Статьи

    Волшебные вибрации. Целебная сила обертонов.

    Волшебные вибрации. Целебная сила обертонов.

    Обертоны - это призвуки, входящие в спектр любого звука. Та его составляющая, которая имеет самую низкую частоту, называется основным тоном. Все обертоны звучат выше основного тона. Их частоты располагаются в естественном гармоническом порядке. В начале был Звук. Звук положил начало всей нашей Вселенной, в конечном счете развившейся в сложнейшую структуру. Весь наш мир полон звуков. Звуки - это "кирпичики", из которых строится бытие. В этой книге в общих чертах рассказывается о том, что такое обертоны и какое воздействие они оказывают на человека. Разумеется, мы сможем затронуть эту тему лишь вкратце. Каждый из нас способен различать "хорошие" и "плохие" звуки. Отчасти звуки в окружающей среде оцениваются субъективно, но влияние большинства из них можно зафиксировать и измерить спомощью приборов. Мы можем объективно охарактеризовать их воздействие на наше настроение, тонус, пульс, мозговые волны и пищеварение. Из этого следует, в частности, что влияние звуков на организм по большей части не поддается нашему контролю: если оно нежелательно, единственный способ противостоять ему - отгородиться от самого источника звуков, а это далеко не всегда возможно. Исследования показали, что звуки низкой частоты оказывают по большей части негативное воздействие. Они вызывают упадок сил и депрессию или воспринимаются как угрожающие (например, гром или грохот землетрясения). Напротив, более высокие влияют на нас благотворно, повышая уровень энергии, как физической, так и психической. Именно здесь и вступают в игру гармонические обертоны. Обертоны - это тонкие, едва уловимые призвуки высокой частоты, сопутствующие всем окружающим нас звукам. Только гармонические обертоны способны вселять в нас бодрость и заряжать нас энергией. Гармонические обертоны в буквальном смысле слова перезаряжают наши внутренние аккумуляторы жизненной энергии. Для этого достаточно просто слушать игру на определенных музыкальных инструментах, производящих широкий диапазон обертонов. А можно воспользоваться и самым простым и близким нам инструментом - нашим собственным голосом!

    Оттенки звука 


    В этой главе мы изложим основы теории, описывающей свойства обертонов. Теория помогает удовлетворить естественное исследовательское любопытство, отвечая на вопрос, что стоит за этим удивительным явлением. Однако практика в этом отношении незаменима: чтобы разобраться в том, что такое обертоны, надо их слушать или петь. Лучший путь к пониманию свойств обертонов лежит через непосредственный личный опыт. Так что, читая книги по данной теме, не забывайте: это всего лишь подготовка к настоящему обучению.

    Обертоны следует изучать на опыте. Опыт - лучший учитель. Мир обертонов - это своего рода иная реальность, в которую нужно погрузиться с головой, чтобы постичь ее истинное значение. Ответы зависят от того, как мы формулируем вопросы. Например, если вы спросите, почему слезы соленые, вам в ответ могут рассказать о химическом составе слез и о том, как работают наши вкусовые рецепторы. Но если вы спросите, из-за чего слезы соленые, вам могут поведать о функции слез как одного из защитных механизмов тела.

    Погружаясь вмир обертонов, следует иметь это в виду. Что именно нас интересует - форма или функция?
    Несколько научных терминов

    Что нужно для того, чтобы извлечь звук? Эластичный материал (например, гитарные струны), источник энергии, необходимой для того, чтобы привести этот материал в колебательное движение (пальцы гитариста), и среда, вкоторой полученный звук сможет распространяться. Такой средой является окружающий нас воздух, а также ткани тела и воздух, содержащийся в его полостях. В нашем примере средой, усиливающей вибрации, служит также деревянный корпус гитары. Скорость звука в воздухе составляет от 300 до 336 метров в секунду (взависимости от температуры и влажности).


    Наше восприятие звука, или тона, определяется рядом его свойств. Одно из этих свойств - частота вибрации, то есть количество полных циклов колебательного движения, совершаемых источником звука за одну секунду. Единица измерения частоты - Герц (Гц), количество колебаний в секунду. Второе свойство - высота тона. Играя на струнных инструментах, исполнитель прижимает струны к грифу пальцем в различных местах, чтобы получить звук той или иной высоты. Система тонов составляет музыкальный звукоряд (c d e f g a h c, или до ре ми фа соль ля си до).

    Амплитуда - это мощность энергии, необходимой для получения данного звука. Амплитуда измеряется в децибелах и может иметь значения от 0 до 120. Ее также называют громкостью. Однако громкость воспринимается крайне субъективно: для извлечения некоторых тонов требуется больше энергии, чем для других, при одинаковой громкости, и одни люди способны слышать очень высокие или очень низкие звуки, а другие нет (что, кстати говоря, не всегда свидетельствует о расстройствах слуха).

    Самый низкий тон, доступный человеческому уху (подразумевается средний человек с хорошим слухом), - 20 Гц (колебаний в секунду) при длине волны 16,78 метра. Самый высокий слышимый тон - около 20000Гц при длине волны 17 сантиметров. К сожалению, в наши дни многие молодые люди портят себе слух громкой музыкой. Звукотерапевтические тесты показывают, что более 70% молодых людей в возрасте от 20 лет не способны воспринимать частоты выше 17000 Гц. Это очень прискорбно, поскольку именно высокие частоты не только определяют богатство и насыщенность звука - отличительную особенность человеческого голоса (тем же нарушением слуха, между прочим, объясняется и то, что многие молодые люди сейчас говорят "плоскими", невыразительными голосами), но и содержит особый тип жизненной энергии, необходимый всем нам для хорошего самочувствия. Очищенные звуки высокой частоты используются в звукотерапии. Они насыщают тело и душу энергией и способствуют лечению различных заболеваний.

    Резонанс - хорошо всем нам знакомое явление. Его мощь можно ощутить, стукнув по крышке рояля камертоном, как это наверняка делал ваш учитель музыки в школе, или оказавшись на мосту в то время, как по нему в ногу шагает большая группа людей. Восприятие музыки и отдельных звуков во многом определяется резонансом. От него же зависит качество концертных залов: планировка здания должна обеспечивать хороший резонанс. Чтобы возник резонанс, необходимы источник колебаний, будь то музыкальный инструмент или молния в небе, и резонирующий материал, - например, корпус скрипки или даже стены и оконные стекла дома, отзывающиеся на мощные вибрации грома или пролетающего самолета.

    Резонанс более высокого уровня - это взаимодействие всех музыкантов оркестра. Чтобы мы услышали гармонию, музыканты должны "настроиться" друг на друга и повиноваться указаниям дирижера. А дальше все зависит от удачи. Об этом явлении хорошо рассказывается в книге Джона Даймонда "Жизненная энергия в музыке" (John Diamond. The Life Energy in Music, I, II, III. Archeus Press, 1981).
    Первичные звуки

    Необычное явление в мире чистых обертонов и резонанса открыл профессор Арнольд Кейзерлинг из Вены (Австрия). Он назвал его "первичными звуками". Это особый музыкальный звукоряд, ранее никогда не использовавшийся в западной музыке. Ученик Кейзерлинга Ральф Лоузи усовершенствовал этот звукоряд и создал музыку на его основе. Особенность и уникальная мощь первичных звуков заключается в том, что они точно настроены на базовые энергии человеческого тела - энергии чакр и некоторые альфаритмы головного мозга. Входя в резонанс с музыкой, эти энергии усиливаются, что вызывает исключительно мощные, подчас невероятные ощущения. Слушатель буквально ощущает вибрацию звука в различных частях своего тела. Лоузи называет эту процедуру "настройкой жизни" - и он совершенно прав!

    Древние китайцы, индийцы и греки открыли гармоники - сложные гармонические колебания, которые совершает каждый точно настроенный музыкальный инструмент, а также голосовые связки человека. Эти гармоники - определенные частоты, следующие друг за другом в определенном порядке, - придают отдельным звукам и музыке в целом насыщенность и богатство красок. Они непосредственно связаны со всеми природными соотношениями частот на нашей планете и во всей Вселенной. В музыке и пении естественные гармоники воспринимаются как приятные, успокаивающие, ласкающие слух, в отличие от диссонансных или хаотичных звуков, по природе своей неприятных и тревожащих. Это справедливо не только для людей, но и для животных и растений.

    Последовательность естественных гармоник определяется строгими математическими соотношениями (основной тон + обертоны). Именно поэтому их вибрации в буквальном смысле восстанавливают порядок в нашем организме, тем самым значительно улучшая самочувствие. Более того, гармоники, особенно высокочастотные, оказывают прямое целебное действие - или, точнее говоря, создают благоприятную среду, способствующую естественному исцелению тела и разума.

    И в заключение рассмотрим еще один термин - тембр, или окраска звука. Одни инструменты и голоса производят более сложные или более гармоничные обертоны, чем другие. По тембру можно определить, какого рода инструмент издает данные звуки: именно таким образом мы отличаем инструменты друг от друга, даже когда они звучат на одинаковой высоте. Таким образом, естественные гармонические обертоны определяют оттенкиa звуков и музыки.

    Звуки, лишенные гармонических обертонов, - пустые, тусклые и холодные. В природе они почти не встречаются; их можно получить только с помощью электронной аппаратуры. Если записать звуки различных музыкальных инструментов - например, фортепиано, флейты и гитары, - а затем с помощью специального оборудования очистить их от всех естественных гармонических обертонов, мы больше не сможем отличить их друг от друга: все инструменты будут звучать одинаково.

    На заре компьютерной звукозаписи возможности адекватно оцифровывать весь диапазон многообразных гармонических обертонов еще не было. В результате получалась "холодная" музыка, не имеющая ничего общего с оригинальным звучанием. Но с тех пор технология шагнула далеко вперед, и на музыкальных компакт-дисках теперь получаются действительно высококачественные записи. Аналогичным образом в 60-е годы XX века электронная музыка звучала холодно и плоско, но в наши дни электронные музыкальные инструменты усовершенствовались и дают прекрасный звук, богатый гармоническими обертонами.

    Все встречающиеся в природе звуки богаты сложными гармоническими обертонами. Их тембр определяется их происхождением: по окраске звука мы распознаем его источник.

    О том, насколько мошной бывает звуковая энергия, можно судить по раскату грома или хлопку, с которым самолет преодолевает звуковой барьер. Можно еще вспомнить оглушительные концерты современных рок-групп; людей в зале буквально трясет от грохота!

    Эндрю Коллинз в своей книге "Боги Эдема" описывает одно интересное явление. Некий шведский врач во время путешествия в Лхасу (Тибет) видел группу монахов, игравших на барабанах и трубах. Создавая особые звуковые структуры, они силой музыки поднимали с земли огромные камни и переносили их по воздуху на место стройки.

    Природные тона поистине способны творить чудеса. Однако нас окружает так много звуков электронного происхождения, что игнорировать их воздействие просто невозможно. По своей частоте, громкости и свойствам источников эти звуки в большинстве своем дисгармоничны, а следовательно, могут оказывать на нас пагубное, разрушительное влияние.


    Но независимо от своего происхождения все эти звуки содержат обертоны - либо гармонические, либо дисгармонические.

    Электронные инструменты могут издавать тоны, лишенные обертонов. Это плоские, безжизненные, пустые звуки. При большой громкости они 8 буквальном смысле причиняют боль.

    В наши дни электронная звуковая аппаратура получила такое широкое распространение, что невозможно не задаться вопросом, способна ли она правильно преобразовывать звуки при записи, а затем воспроизводить их в полном соответствии с оригинальным звучанием. Увы, не способна.

    Никакое оборудование не в силах точно воспроизвести оригинальный звук. Всегда останутся какие-то изъяны. Большинство людей в наши дни не способны лаже услышать разницу, но зачастую она не меньше, чем разница между свежими овощами и консервами: в последних уже не осталось ценных питательных веществ. Впрочем, в наши дни благодаря успехам в развитии технологии появляются все более качественные системы звукозаписи и звуковоспроизведения. Старайтесь прослушивать обертональную музыку на оборудовании самого лучшего качества. Используйте проигрыватель, воспроизводящий по крайней мере весь спектр частот от 20 до 21000 Гц, включающий самые низкие и самые высокие тоны.

    Некоторые современные музыканты исполняют превосходную электронную музыку, богатую обертонами. Лучший известный мам пример - немецкий композитор и музыкант Санлелан.

    Важную роль в качестве воспроизведения звуков и музыки играет резонанс. А он, в свою очередь, зависит от формы помещения, в котором мы слушаем музыку, от материала стен (отражающего или поглощающего звук) и от обстановки (в пустой комнате музыка будет звучать иначе, чем в помещении, загроможденном мебелью).

    Частота мозговых волн определяется состоянием сознания. Мозг излучает волны различной длины в зависимости от тою, в каком состоянии мы находимся. Если человек сильно возбужден или занят тяжелой работой, то в спектре излучения мозга преобладают так называемые бета-волны (с частотой 12 Гц и выше); в более спокойном состоянии доминируют альфа-волны (8-12 Гц), в совершенно расслабленном состоянии и во время медитации - 1е1а-волны (4-8 Гц), а во сне и к очень глубокой медитации - дельта-волны (4 Гц и ниже). Эти состояния чередуются и сочетаются различным образом на протяжении суток. Музыка и обертоны способны воздействовать на состояние нашего мозга. После концертов обертон а ль но го пения многие слушатели отмечали кардинальные изменении в состоянии сознания, продолжавшиеся от получаса до нескольких дней в зависимости от источника обертонов, чувствительности слушателя и интенсивности воздействия. Отличное объяснение этого явления приводится в книге Майкла Хатчинсона "Мегасила мозга"

    В предыдущих главах мы рассмотрели некоторые общие принципы теории звука. А теперь приступим вплотную к вопросу гармоник музыкальных инструментов и человеческого голоса.

    Каждый музыкальный инструмент издает звуки, содержащие целый комплекс обертонов. Но кроме того, существуют особые инструменты, при правильной игре производящие очень красивые и отчетливо слышимые ряды обертонов.

    В зависимости от окружающей обстановки (например, от того, находится ли исполнитель в помещении или под открытым небом) в звуках этих инструментов можно расслышать по крайней мере четыре или пять, а иногда даже шесть гармоник.


    Из привычных нам западных музыкальных инструментов красивые обертоны производят скрипка, альт, виолончель и контрабас, а также различные типы флейт. Чем чаше звук, тем отчетливее слышны обертоны.

    Индийская тамбура -трехструнный инструмент, на котором аккомпанирует ситару, - также издает красивые, хотя и несложные обертоны. Австралийский музыкальный инструмент диджериду с его мощными гармониками в наши дни приобрел широкую известность на Западе.

    Варган и поющая чаша - музыкальные инструменты родом с Гималаев. Современные поющие чаши в большинстве своем уступают по качеству старинным, аутентичным. Чистота гармоник поющей чаши определяется правильностью ее формы и составом сплава, из которого она изготовлена. Чем толще стенки чаши, тем отчетливее слышатся унтертоны; чем тоньше стенки (и чем меньше чаша), тем явственнее слышны обертоны. Аутентичные поющие чаши правильной формы издают чистый, насыщенный и долгий звук.

    Варган - это просто металлическая пластинка, которую одной рукой прижимают к губам, а пальцем другой руки приводят в колебательное движение. Изменяя артикуляцию рта и дыхание, исполнитель извлекает из инструмента обертоны (дорожки 3, 5 и 12 на прилагаемом компакт-диске).

    И наконец, рассмотрим инструмент, знакомый всем без исключения, - наши голосовые связки. Человеческий голос также содержит гармоники. Опытный мастер обертонального пения способен производить невероятно много обертонов, которые в данном случае будут звучать громче и отчетливее основного тона. При этом создается впечатление, что основной мелодической линии на другой высоте следует еще один голос, принадлежащий другому вокалисту.

    Пение коренных тувиниен может показаться нам примитивным, первобытным. Но гораздо правильнее будет назвать его первозданным, ибо тувинское вокальное искусство уникально, не имеет никаких аналогов и не испытало влияния других традиций. Западные мастера обертонального пения, подобные тем, которых вы услышите на нашем диске, придерживается различных стилей; их голоса также исключительно чисты и сильны, хотя манера может показаться более изощренной.

    Анализируя голоса таких признанных мастеров вокала, как Лучано Паваротти или Селин Дион, вы непременно обнаружите в них прекрасный и гармоничный спектр обертонов. Именно спектром обертонов определяется качество голоса.

    С древних времен тувинские мастера хранят традиции обертонального пения. Обертональное пение (называемое также горловым и бифоническим) - это такая разновидность вокала, при которой в голосе одновременно слышатся основной тон и один или несколько обертонов. Основным тоном служит монотонное носовое гудение на постоянной высоте, а мелодическую линию проводят обертоны, звучащие в более высоком регистре. В некоторых стилях обертон а ль но го пения исполнитель добавляет тональную окраску к основному тону, благодаря чему создается эффект трех голосов. Говорят, что обертоны в горловом пении имитируют звуки природы - такие, как ветер в горах или шум быстрой реки.

    В Туве сохраняется множество различных стилей обертонального пения. В каждом стиле выделяется несколько техник.

    Хоомей - название обертонального пения вообще, а в некоторых районах Туны также наименование особой разновидности обертонального пения - я средне высокого горлового пения", которое в других районах носит название борбанналыр. Там, где вместо "борбаннадыр" используется термин "хоомей", словом "борбаннадыр" обозначается мелодическая декламация текста песни, предшествующая ее исполнению в стиле каргыраа (см. ниже).

    Опей-хоомей ("колыбельная хоомей") - хоомей в ритме колыбельной. Иногда эту разновидность горлового пения называют юнмес-хоомей ("бесконечный хоомей").

    Каргыраа ("рычание") - очень низкое горловое пение, с долгим дыханием и О1крытыми гласными. Чаше всего в этом сгиле исполняют песни со словами. Название "каргыраа" -омоним звукоподражательного слова, означающего "откашливаться".


    Хову-каргыраази ("степное каргыраа") - каргыраа, исполняемое всадником, скачущим по степи таким образом, чтобы ве1ер дул ему прямо в лицо, Пеней особым образом складывает губы, благодаря чему ветер усиливает звучание гармоник.

    Даг-каргыраази ("горное каргыраа") - каргыраа, исполняемое в горах. Певец вызывает эхо и вторит ему голосом. По ритму и тембру горное кар отличается от степного.

    Хелбиг-каргыраази ("каргыраа с веером") - каргыраа, при исполнении которого певеи непрерывно помахивает веером у рта. 1_1иркуляция воздуха, которую поддерживают взмахи веера, производит особые звуковые эффекты.

    Сыгыт (ксвист") - высокое обертональное пение, напоминающее звуки флейты или свистка и обычно сочетающееся со словами. Песни а стиле сыгыт, как правило, начинаются с основного тона без обертонов. В кон-ие строки или строфы мелодический рисунок завершается долгим основным тоном, на который накладывается вторая мелодия в более высоком регистре.

    Борбаннадыр (от борбанна - "катить, перекатывать") - стиль, в котором основной тон звучит в басовом или баритональном регистре. Эта разновидность горлового пения отличается пульсирующим, асимметричным ритмом; непрерывное дыхание чередуется с прерывистым. Борбанналыр исполняется в несколько более высоком регистре, чем каргыраа, и с более выраженным носовым резонансом.

    Эзенгилээр (от Эзенги - "стремена") - пение с быстрыми колебательными движениями губ, благодаря которым поверх низкого основного тона образуются "трепещущие" обертональные мелодии. Для этого стиля характерен пульсирующий, быстрый, асимметричный ритм, напоминающий конский галоп. Песни в стиле эзенгилээр обычно исполнялись верхом на лошади.

    Чиландык (от чиландык - "сверчок") - стиль, сочетающий в себе черты сыгыт и каргыраа, чередующий высокий регистр с низким.

    Думчуктаар ("из носа") - обертональное пение через нос; рот певца остается закрытым.

    Канзып - особая разновидность обертонального пения, предназначенная для людей в печали или трауре. Ее название, вероятно, происходит от глагола канзыр, означающего "скулить" (как собака) или, в переносном смысле, "досаждать".

    Сыгыт и каргыраа подходят для исполнения песен со словами. Остальные стили предназначены только для пения без слов.

    Тувинские певцы чаще всего используют гармоники от шестой до двенадцатой, а особо искусные мастера горлового пения способны брать обертоны вплоть до восемнадцатой гармоники.

    Пожилые, опытные мастера обычно развивают собственный стиль или технику. Чем больше опыт, тем легче осваивать новые приемы. Нередко новый стиль называют в честь того, кто его изобрел, но существует и немало безымянных сшлей, в которых не поет никто, кроме их создателя. В различных районах Тувы отлают предпочтение разным манерам горлового пения. Легче всего овладеть стилями хоомей, сыгыт и каргыраа. Того, кто не освоил пять основных стилей (хоомей, сыгыт, каргыраа, эзенгилээр и борбаннадыр), даже не признают хорошим певцом. Канзып и чиландык - это тайные стили: пение н этих манерах можно услышать только от тувинцев, хотя рассказывать и писать о них никому не запрешаек'и. Аудиозаписей песен в этих стилях не существует.

    Сами тувинцы убеждены, что пение хоомей зародилось в Туве, поскольку именно на территории этой республики сохранилось большинство его стилей и разновидностей. Монгольские певцы якобы переняли горловое пение у мастеров родом из Тувы, живших в западной (алтайской) части Монголии, неподалеку от тувинской границы.


    В сыгыт и родственных ему стилях песни исполняются к высоком регистре, в каргыраа и родственных ему стилях - в низком. Для остальных стилей (за исключением чиландык) характерен средний регистр.

    Пение хоомей - живая традиция. Школ, в которых специально обучали бы такому пению, не существует: дети перенимают это искусство у отцов и дедов. В каждом из четырнадцати районов Тувы насчитываемся не менее двух сотен опытных мастеров горлового пения. Вплоть до недавнего времени пением хоомей сопровождались главным образом далекие путешествия верхом на лошади или верблюде, и этим искусством владели исключительно мужчины. Считается, что оно тесно связано с религиозными воззрениями тувинцев и с их представлениями о природе.

    Родственные стили пения встречаются в близлежащих областях Центральной Азии (в Монголии, на Алтае, в Хакасии), а также в Башкирии (к юго-западу от Уральских гор). Алтайский стиль горлового пения (кай) схож по звучанию с каргыраа.


    О гармонических обертонах в 20-е годы XX века писали некоторые суфийские учителя. На Западе мастера обертонального пения появились лишь в последние несколько десятилетий. Одним из первых стал немецкий композитор Карлхайнц Штокгаузен. В наши дни широкую известность приобрел "Гармонический хор", выступавший с концертами по всему миру. Серьезными исследованиями обертонального пения занимается американец Джонатан Голдмен, обучавшийся у тибетских монахов и других мастеров этой разновидности вокального искусства. Из европейских обертональных певцов следует отметить Джилл Перс (Великобритания) и Михаэля Феттера (Германия!, а также нескольких выдающихся нидерландских мастеров: Дании Бехера, Борга Груневельда, группу "Баррамуидия и, разумеется, тех, благодаря кому увидело свет это издание, - Винсента Вролейка, Эвелину Линсотен и Хенка Версюра. И в заключение нельзя не упомянуть исследователя Джошуа Лидса, автора великолепной книги "Сила звука".

    Ежедневная практика обертонального пения оказывает благотворное воздействие на тело и разум.

    Некоторые полезные эффекты обертонального пения объясняются очень просто: независимо от того, поем ли мы один-единственный слог "ОМ" или производим сложные ряды гармоник, темп дыхания при горловом пении замедляется. В результате замедляются и другие физиологические и психические процессы, благодаря чему тело и мозг расслабляются и отдыхают. С этим эффектом дыхательных упражнений хорошо знакомы все, кто когда-либо занимался Йогой.

    Далее, мы уже упоминали о том, что высокие частоты обертонов в буквальном смысле "настраиваютв энергии тела и мозга на более высокий уровень. Исследования профессора Томатиса и других ученых убедительно показывают, что в высоких частотах (от 10000 до 23000 Гц) таится огромная мощь. Мы можем даже не осознавать, что воспринимаем эти высшие вибрации, но мозг все равно будет подзаряжаться от них, как аккумулятор от сети. Чем богаче звук гармоническими обертонами, тем гармоничнее заключенная в нем жизненная энергия. В 4-й главе перечислялись некоторые музыкальные инструменты, способные производить полный спектр гармоник. Их благотворная сила доступна всем желающим: не обязательно играть на этих инструментах, достаточно просто слушать качественные записи.

    Кроме того, гармонические обертоны оказывают непосредственное воздействие на "энергетическое тело", на нашу ауру и чакры (энергетические центры). Наблюдая за тем, как опытные мастера обертонального пения работают с пациентами, ясновидящие отмечают мгновенные изменения к лучшему. Да и сами пациенты в большинстве случаев явственно ощущают результаты, испытывая прилив сил и общее улучшение самочувствия.

    Целебную энергию обертонов можно использовать самостоятельно. Достаточно просто петь в технике горлового пения гласные звуки, соответствующие каждой из чакр (см. репродукцию старинной картины слева на стр. 36), столько, сколько вам будет удобно. Если вы почувствуете, что какая-то область требует особого внимания, задержитесь на ней подольше. Это безопасный, шалящий метод энергетического врачевания.

    Лучше всего выполнять это упражнение в гармоничной обстановке: в уютной комнате или на свежем воздухе, в окружении приятных красок или в сумерках. Конечный результат нередко определяется именно сочетанием факторов. Научному объяснению подобные результаты не поддаются. Понять их умом нельзя; можно лишь постичь их на опыте и самостоятельно убедиться в том, что этот метод работает превосходно.

    Категория: Статьи | Добавил: Юрий_Трибулев (23.08.2011)
    Просмотров: 4865 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Форма входа
    Логин:
    Пароль:
    Фотографии
    Copyright Aribut © 2017Сайт управляется системой uCoz